Линкевич Вера Романовна, доктор медицинских наук, профессор
Жизнь человека — величайшая тайна Творца. Жизнь дается Богом человеку как священный дар, как торжество над смертью. И никто не имеет права отнять ее, только Бог, который дает жизнь, может ее забрать. Для Бога человеческая жизнь дороже всех земных богатств, дороже Вселенной, а в наше жестокое время она потеряла ценность. Бог дает жизнь, а кто-то говорит, что она не нужна и отнимает ее, присваивая себе право Бога.
Мы обязаны уважать и оберегать жизнь с самого начала ее зарождения и до естественной смерти. Уважение и защита жизни особенно необходимы в критические ее периоды, когда человек наиболее слаб и наиболее беззащитен: с периода зачатия до рождения, в детстве, в старости, во время болезни, бедствия, голода и в изгнании.
Библия смотрит на детей в семье, как на признак благорасположения Божия к супругам. Невозможность зачатия, бесплодие считается проклятием, карой Божией. Бог освящает и благословляет брак для одной из основных его целей — деторождения, продления рода человеческого. Жена, прежде всего, хранительница вверенной ей Богом жизни и воспитательница детей, она должна делать все для их блага: «Известна по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1 Тим.5:10). Самым верным признаком здорового общества являются крепкие семейные союзы, реализующие себя в детях.
При всех обстоятельствах нашего бытия к ребенку надо относиться с радостью, как к дару Божьему. Даже ребенка, которого не очень хотели, нужно принимать самоотверженно, от чистого сердца. Поэтому все формы сознательного прекращения уже зародившейся жизни всегда считались в христианстве равносильными убийству и осуждались как таковые. Великий древнегреческий врач и ученый Гиппократ также считал аборт тяжким преступлением , равным убийству . Искусственное прерывание беременности это даже больше, чем убийство начавшейся жизни и больше, чем нарушение Божьей заповеди «не убей», потому что при нем уничтожается • не просто живая клетка или зародыш, а жизнь, имеющая основание в Боге и родителях, которые убивают часть самих себя. Ответственность за аборт в равной мере ложится перед Богом на обоих супругов. Как человекоубийцы, они дадут Богу ответ за это.
Обсуждая проблему аборта , прежде всего, решается вопрос: считает ли Библия и наука личностью зародившееся дитя на самой ранней стадии его развития. Если нет, то тем самым мы присваиваем себе право избавляться от зародыша, как от опухоли или больного зуба. Если да, то не имеем никакого права убивать жизнь и должны относиться к зародышу человека с такой же любовью, с какой Бог велит нам относиться к рожденному человеку. Здесь обычно выступают в бесплодные пререкания дилетанты, пытаясь без всяких на то оснований рассуждать о том, когда же начинается человеческая жизнь? Да разве можно ожидать иного от сознания, запрограммированного еще в школе, когда на уроках биологии внимание детей акцентируют на том, что зародыш на самом раннем этапе развития — человеческий эмбрион — не более, чем амеба или головастик, так что и отношение к нему соответственное.
Священное Писание относится к человеческой жизни по-иному. Бог дает жизнь человеку не с момента появления на свет, а с момента зачатия: Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матери…» (Ис44:2). Обращаясь к пророку Иеремии, Бог прямо называет зародыш личностью. » Объявите в Иудее и разгласите в Иерусалиме, и говорите, и трубите трубою по земле; взывайте громко и говорите: ‘соберитесь, и пойдем в укрепленные города.» (Иер.4:5). Иоанн Креститель исполнился Духом Святым в утробе матери: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук. 1:15). Бог знает еще не родившееся: «…Два племени во чреве твоем, два разных народа произойдут от утробы твоей. Один народ сделается сильнее другого и больший будет служить меньшему» (Быт.25:23). Псалмопевец Давид говорит: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей, …зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:13, 16).
Повсюду Библия говорит о тех, кто еще только зачат, как о личностях. Форма обращения «меня», «ко мне», «для меня» свидетельствует об этом. Бог избирает Себе на служение великих мужей от утробы матери. Он их благословляет, наделяет Святым Духом, определяет путь их жизни. Священное Писание свидетельствует о том, что зародыш не просто жизнь на какой-то стадии развития, а одухотворенная жизнь и так же, как человек, принадлежит Богу. Значит зародыш — уже человек, он уже есть, живет.
Это подтверждается и наукой. В настоящее время неоспоримым доказательством ученых всего мира является то, что жизнь человека с его уникальным характером, дарованиями, внешностью, цветом кожи, волос и глаз, тембром голоса, ростом, телосложением, крепким здоровьем или склонностью к заболеваниям, запрограммированными наследственными болезнями начинается с оплодотворения -соединения мужской и женской половых клеток.
Результаты самых последних данных естественных наук: эмбриологии, генетики, перинатологии и даже физики однозначны: после зачатия появляется ни что иное, как человеческое существо. Оно имеет все качества «Homo Sapiens» (человека разумного), которые будут развиваться и усовершенствоваться, не теряя при этом своей сущности и принадлежности к роду человеческому. Эмпирические науки также подтверждают, что зачатый ребенок на каждом этапе своего развития (зигота, эмбрион, плод) является человеком.
Мною (автором статьи) в течение 20 лет эмбриологическим методом изучалось внутриутробное развитие человека. Данные исследования показывают: как эмбрион, так и плод — самостоятельное человеческое существо, оно не является частью матери. У него обособленное кровообращение, его кровь не смешивается с кровью матери. На третьей неделе начинает работать сердце, на четвертой — формируется мозг, нервная система, железы внутренней секреции. На шестой неделе функционируют все внутренние органы. На восьмой неделе дифференцируется пол (мальчик, девочка). На девятой — регистрируются мозговые импульсы, на десятой — появляется реакция на раздражения внешней среды, ощущение эмоционального состояния матери. Он отворачивается от неприятных раздражений и шума, сосет палец, сжимает кулачок, морщит брови, лоб, зевает, почесывает подбородок, улыбается (докфильм Б. Натонсон). 60 % рожденных на шестом месяце беременности выживают, тем не менее прерывают беременность и на шестом месяце. Виной тому чаще всего бывает «свободная любовь», по Библии — прелюбодеяние, блуд.
По данным исследований профессора Ралье (Франция), в утробе матери ребенок видит и слышит, чувствует и ощущает вкус. Последнее проливает свет на неясные до сих пор обстоятельства возникновения у новорожденных алкогольного синдрома.
Через материнский организм плод получает лишь все необходимое для развития, но живет своей собственной жизнью. Формируется уникальная личность единственного, неповторимого во Вселенной человека. Другого такого никогда не было, нет и не будет. Этим велик человек, ибо он создан по образу и подобию Бога: » И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину…» (Быт. 1:27). Нет цены этой уникальной жизни и никому не дано право уничтожать ее, невзирая на условия окружающей среды, когда он появляется на свет. Ценность человека для Бога остается одинаковой, независимо от периода, на каком этапе жизни он находится, в начале или в конце.
Особенно актуально звучат слова из Библии: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Пр.24:11). Не о тех ли еще не рожденных, обреченных на смерть идет речь? И не о тех ли несчастных родителях сказано, которые видят в аборте простой ответ на возникшую проблему? Выбор аборта для решения социальной проблемы говорит о том, что некоторые родители пытаются улучшить свое материальное положение за счет уничтожения зародившейся жизни, не думая о последствиях, что не избежать им ответа, как убийцам, на суде Всевышнего.
Каждый ребенок, независимо от обстоятельств его зачатия и рождения, должен быть желанным, окруженным заботой и любовью. Даже рожденный больным, ребенок должен быть ценным, а не брошенным на произвол судьбы, так как и он взывает к нашей совести о безвозмездной любви и помощи.
Насколько же изуродовано наше сознание. Если ребенок желанный, его всячески оберегают, создают для матери благоприятные условия, стараются ее не беспокоить, не волновать, следят за ее полноценным питанием. Психологи рекомендуют слушать возвышенную музыку, смотреть на то, что несет в себе черты гармонии и совершенства: картины, цветы, виды природы (ребенок во чреве матери видит и слышит).
А если нет? Если ребенка не ждали, не хотели? Значит он — агрессор, непрошеный гость. Ему не положено ни куска хлеба, ни жилплощади. Его умерщвляют и удаляют из материнского лона, объявив последнее собственностью матери. Но это ложь! Лоно матери Бог предназначил для ребенка, оно принадлежит именно ему и никому более. Оно предназначено обеспечить ему укрытие и неприкосновенность его личности.
Необузданный человеческий разум протестует против вторжения в нашу жизнь существа, способного нарушить его привычные порядки, подорвать бюджет, ограничить свободу. И проблема решается просто — в аборте . Не подразумевая о том, что за безликим медицинским термином » аборт » стоит не что иное, как детоубийство. Если бы мы называли вещи своими именами, кто посмел бы говорить о проблеме детоубийства? Да и детей мы не видим за нейтральными словами «эмбрион», «плод», «ткань», так что эти объекты как неживые, их не страшно расчленять и уничтожать.
А посмотрите на кадры документального фильма, созданного с помощью ультразвука американским ученым Бернардом Натонсоном, как во время операции аборта ребенок -это еще крошечное существо, чувствуя опасность, начинает тревожно быстро двигаться, учащается его сердцебиение до 200 ударов в 1 минуту, широко раскрывает рот, как будто хочет крикнуть. Лицо его искажено страдальческой гримасой, пытается увернуться, уйти от инструмента, но тот все равно настигнет его, раскромсает на куски и выбросит.
Человек совершает убийство и тогда, когда подталкивает к этому женщину. Как правило, женщина делает аборт не одна, а с помощью врача , часто по настоянию отца ребенка или по совету родственников, друзей. Один наемный убийца и два-три заказчика. Не слишком ли много для крошечного беззащитного существа?
Люди, осуждающие на смерть нерожденное дитя или участвующие в его убийстве , воюют против Бога, против Иисуса Христа, который добровольно отдал Свою святую жизнь, чтобы спасти их от злодеяний.
В мире происходят чудовищные войны, гибнут невинные люди, дети, старики. Но разве не чудовищна другая, запланированная незримая человеческая бойня в операционных гинекологических больниц, где люди уничтожают невинную, только что зародившуюся жизнь, которую Сам Бог дал женщине как священный дар. Искаженное сознание людей, признавших врагом самое слабое, самое беззащитное человеческое существо, успешно ведет их в битву со своим будущим. Против мальчиков и девочек, нежных, маленьких и слабых настолько, что они еще даже не родились, ведется самая жестокая и самая большая из войн, бывших до сих пор. Ребенок настолько беззащитен, что не может даже крикнуть, погибает молча. Все, что он может, пусть не сразу, а в будущем, — это напомнить о себе, пробудив их совесть, воззвав не к возмездию, а к покаянию, ибо без покаяния нет прощения.
По данным официальной статистики в России женщинами от 15 до 47 лет ежегодно убивается около 6,5 миллиона детей, из них 10 % криминально (это вся Швейцария). Такие масштабы убийств не снились даже Гитлеру и Сталину. Этот массовый террор родителей против собственных детей является кровавым фоном нашей жизни. За что мы расплачиваемся своими бедствиями: стихийными бедствиями, ростом преступности, страшными неизлечимыми болезнями, эгоизмом, потерей любви, крахом семьи (60 % разводов), кризисом в политике и экономике. И на этом зловещем кровавом фоне любое, даже самое благое, общественное движение: милосердие, миротворчество, защита природы, демократия, права человека — выглядит ужасающим лицемерием с крокодиловыми слезами.
Как же случилось, что в нашей стране стало возможным подобное «людоедство»? В 1920 году в России, впервые в мире, Ленин подписал декрет, дающий право на аборт . Так была узаконена самая циничная дискриминация человека по возрасту и месту пребывания. Государство взяло на вооружение аборт . Что ж, если взрослый человек играл в огромной тоталитарной машине роль «винтика», то человек, еще не появившийся на свет, был и вовсе ничего не значащим. Преступление против человеческой жизни стало нормой государственной политики и повседневного быта, чтобы скрыть блуд или поправить материальное положение этих самых «винтиков». Сейчас мы пожинаем плоды: вакханалия абортов грозит подорвать генетический фон нашего народа. Поощрением абортов воспитывается отрицательное отношение к детям и родительским обязанностям, разрушается принцип нравственной чистоты, что ведет к беспорядочным сексуальным отношениям. Чистота — основа закона всего живого. Чистота — это сила жизни, благодаря которой становятся возможными высокие духовные достижения человека. Нечистоту, блуд Библия называет грехом.
Нравственному и духовному падению общества способствовало с первых дней советской власти отрицание Бога и забвение Божьих заповедей: «не убей», «не прелюбодействуй», «возлюби ближнего своего, как самого себя». Если человек не верит в Бога, не размышляет о Божьем суде и вечной жизни, он в состоянии творить любое зло. Жизнь с Богом помогает в борьбе против несправедливости, зла. Где меньше верующих, больше атеистов, там больше процветает зло.
Школа не должна разрушать у молодежи веру в Бога, в противном случае больше будет безнравственных явлений в обществе, бездуховнее и безнравственнее будет наше будущее, что и случилось с нами.
Необходимо, чтобы медицина прекратила убивать жизнь и была абсолютно гуманной, боролась за жизнь и не противодействовала моральным принципам чистоты и святости. Напротив, служба здравоохранения в настоящее время активно действует как раз против указанных целей. В 1993 году минздрав России издал чудовищный приказ, расширяющий показания к прерыванию беременности независимо от срока. Среди показаний есть просто абсурдные. Например, «невротические расстройства». Ну, у какой беременной нет невротических расстройств, когда беременность требует перестройки нервной системы? Да и вообще такого диагноза не существует. Дальше — синдром головокружения. У какой беременной нет головокружения? Без них беременность почти не обходится. Кроме того, в этом списке глухота, но глухая женщина может родить совершенно здорового ребенка. Дальше еще хуже. К этим показаниям отнесены аномалии костного таза, исключающие возможность рождения живого ребенка. Но ведь есть кесарево сечение.
Для духовного оздоровления общества необходимо прекратить все действия, направленные против жизни и моральных ценностей человека. Врачи и медсестры должны помнить об аморальности аборта , а они под принуждением государства и людей теряют свое призвание. Аборт направлен против врачей , соблюдающих клятву Гиппократа (не вредить, бороться за жизнь до последнего дыхания). Все другие нарушения врачебной этики, существующие тысячелетиями, начиная с Гиппократа , за 400 лет до христианства, не столь серьезны, как убийство зародившейся жизни людей. Это нарушение всяких моральных норм врача .
Чтобы исправить бедственное положение в стране в связи с ростом абортов и венерических заболеваний среди подростков, вводится сексуальное воспитание молодежи, посредством которого распространяются все аморальные средства, направленные против добрачного целомудрия и супружеской верности. Сторонники его ратуют за то, чтобы дать молодежи знания о том, «как вести здоровую сексуальную жизнь», не беспокоясь о последствиях.
«…Пройдите, молодой человек, в школьный кабинет и получите у медсестры бесплатный презерватив». Да, видно у этих горе-воспитателей презервативы — истинная забота о молодежи. Стыдно и омерзительно думать, что в число облагодетельствованных попали и те мальчики и девочки, которые в силу своего воспитания, или из верующих семей, или просто естественно целомудренные, просто не помышляли о такой игрушке. Но если взрослые предлагают…? Это развращает молодежь и нарушает права родителей. Это не только аморально, но и преступно.
Дети еще чисты и мечтают о любви, а не о презервативе. Те, кто занимается сексуальным воспитанием, часто не осознают, что нужно давать подросткам, как тщательно взвешивать информацию и с какой степенью откровенности ее предложить, а иначе вместо пользы можно принести вред: разврат и моральное опустошение личности.
Необходим совершенно иной подход к проблеме абортов и воспитания молодежи. Только духовное возрождение, воспитание на принципах моральной чистоты Библии и христианских позиций способно исправить это бедственное катастрофическое положение нашего бездуховного общества.
Вместо абортов , женщинам предлагается гормональная контрацепция, но почему-то никто не желает информировать их о том, что девушки, начавшие принимать гормональные контрацептивы с 14-16 лет, наносят серьезный ущерб своему репродуктивному здоровью или вообще теряют способность к деторождению. Напротив, распространители гормональных контрацептивов стараются убедить, что применение гормонов полезно. Тогда остается только Минздраву издать приказ добавлять гормоны в повседневное питание наравне с витаминами.
Люди изучают законы, но есть и нравственный закон. Его не придумали люди. Он был предписан человеку Творцом Вселенной — 10 заповедей. Этот закон блага и чистоты. Благо — это все, что служит поддержанию жизни. Этому никого не надо учить. Сам инстинкт жизни, данный Богом человеку, подсказывает, что делать, если он не испорчен, не извращен воспитателем или средой. Мы удовлетворяем голод, жажду и это нам на благо, но если я объедаюсь, пьянствую, принимаю в организм яд: никотин, наркотики, алкоголь -приношу урон собственной жизни, действия мои бессмысленны.
Мне дан Творцом инстинкт продления рода, но если я превращаю связанные с этим приятные ощущения в самоцель, я легко нарушаю норму жизни, естественный порядок и нравственный закон чистоты.
В «те, другие времена» люди соблюдали моральные христианские нормы и не было у них такой статистики, как у нас. В России из 1000 девушек 15-17 лет в 1992 году сделали аборт 84, у подростков 15-17 лет в 1994 году в 8 раз возросла заболеваемость сифилисом по сравнению с 1992 годом.
«Те, другие», очевидно, были «недалекими» людьми, они считали аборт варварством и жестоко карали за прелюбодеяние. Но именно поэтому у них не было такой чудовищной статистики. Эти цифры — расплата за грех, прямое следствие отказа от «устаревших» моральных норм Библии, знак духовной катастрофы общества, к которой ведут атеизм, вседозволенность, свобода заниматься сексом, объедение гормональными контрацептивами и убийство в себе зародившуюся жизнь.
Аборт — то самое зло, посредством которого человек вступает на путь борьбы с Богом. Во Вселенной есть два полюса противостояния. На одном полюсе Бог, созидающий, на другом — дьявол, разрушающий. Дьявол пришел на Землю, чтобы убить, разрушить, погубить. Христос пришел, чтобы спасти погибшее. Женщина, производя аборт , отвергает созидающую силу Бога и принимает разрушающую силу дьявола, которая и в дальнейшем будет сопровождать ее жизнь.
Как наказание за умерщвление зародившейся жизни. Бог допускает многие бедствия уже здесь, на Земле, для матери, совершившей тяжкое преступление , кроме того, что она, как убийца, даст ответ перед Всевышним в день суда над миром. Только при искреннем покаянии Бог прощает этот грех.
По статистике от абортов в мире ежегодно умирают более 200 тысяч женщин, причем 10 % в возрасте до 18-ти лет. Это и у 70 % наступают духовные страдания, проявляющиеся изменением характера, приступами злости и ярости, потерей любви к близким, расстройством сна, кошмарными сновидениями, нарушением памяти, непереносимостью эмоциональных нагрузок, трудностями во взаимоотношениях с людьми. Те же 35 % женщин поражаются физическими заболеваниями. Искусственное прерывание беременности — это вызванное насильственное изменение нормально протекающих процессов в организме беременной, регулируемых главной железой внутренней секреции — гипофизом. Поэтому аборт вызывает тяжелейший стресс гипофиза, образно выражаясь, «удар топором» по гипофизу, что приводит к нарушению функции яичников и других желез внутренней секреции. Нарушения соотношений гормонов в крови женщина пока не ощущает, но это проявится гораздо позже -возникновением различных соматических заболеваний, а также доброкачественных и злокачественных опухолей гениталий и молочных желез, которые приносят ей тяжелые страдания, а иногда и лишает жизни.
Наиболее частым осложнением абортов являются воспалительные процессы, которые в большинстве своем трудно поддаются лечению. Врачи называют их «чумой XX века». Они часто переходят в хронические стадии, протекают длительно, мучительно, то затухая, то вспыхивая вновь, требуют большого терпения больной и врача для проведения повторных курсов почти безрезультатного лечения. Воспалительные заболевания являются одной из причин вторичного бесплодия и внутриматочной беременности, так опасной для жизни женщины, а также они сопровождаются дегенеративными изменениями в репродуктивной системе, что приводит к невынашиванию беременности и является реальной угрозой вырождаемости (пороки развития) в будущих поколениях. Аборт особенно опасен для первобеременной, никогда не рожавшей женщины. Она может навсегда лишиться материнства.
«Подумаешь! — скажет кто-то. — К чему все это? Есть женщины, у которых на счету много абортов и ничего, живут и совесть их не мучает». О чужой совести судить не будем, каждый ответит за себя перед Богом. Но тем, кто еще не сделал рокового шага, кто еще совсем не опустошен, кто помнит о вечности, о небе, должен сказать себе: «Я люблю жизнь — этот великий Божий дар мне! Я не хочу, не буду, не в праве распоряжаться жизнью, принадлежащей другому. Тот, кто убивает самых немощных, самых незащищенных по убеждению или неведению, должен услышать об этом. Для некоторых из них это может стать поворотом к добру, к Богу.
Необходимо ориентироваться в жизни только на Священное Писание. Библия не запрещает воздержания и ничего не говорит о предохранении, так же как и о количестве детей в семье. Бог оставляет этот вопрос решать самим супругам, но решать вместе с Ним.
Для сохранения здоровья женщины и ребенка необходимо соблюдение оптимального промежутка между родами — три года. Это крайне необходимо для восстановления функций нервной и эндокринной систем, сил и здоровья женщины, израсходованных на беременность, роды, лактацию и уход за ребенком. Каждая последующая беременность испытывает женщину «на прочность» (с возрастом ухудшаются имеющиеся и накапливаются новые заболевания).
И в заключение об абортах необходимо отметить, что, производя его, мы убиваем нежелательных сейчас, но, если бы они родились, любимых, талантливых, достойных.
Как бы вы поступили? Представьте себе, вы врач, к вам пришла женщина, больная туберкулезом, а ее муж давно лечится от тяжелого заболевания. Первый ребенок родился слепой, второй — умер в родах, третий — глухонемой, четвертый — болен туберкулезом. Женщина вновь ожидает ребенка. Что вы посоветуете? Скорее всего прервать беременность?
Этим ребенком был гениальный композитор Бетховен, прославивший Бога в своих произведениях.
Статья опубликована в христианском журнале «Крынiца жыцця» (№1/1997 г.)