Игорь Юсупов
Богословский альманах «Богомыслие»
В последнее время в духовной литературе и религиозной среде появилось мнение, что спасение и исполнение Духом Святым дает человеку жизнь, свободную от трудностей и переживаний, которые, если и случаются, легко и просто преодолеваются. Страдания, считают пpедставители этой точки зpения, — это удел грешников, ибо написано: „Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое“ (Рим.2.9). Если же человек не испытывает постоянно сверхъестественного в своей жизни, то это означает, думают эти люди, что он духовно несовершен.
Однако страдания присущи всем людям без исключения. „…человек рождается на страдания, как искры, чтоб устремляться вверх“ (Иов.5.7). Едва ли не каждый человек может сказать о себе: „Я человек, испытавший горе“ (П.Иер.3.1).
Человек рождается в мир без участия своей воли. Приходя в возраст и знакомясь с окружающим миром, он встречает трудности и несправедливости, познавая мир, он сталкивается с проблемой страдания, и самой частой ее формой, которую редко кто может избежать, является болезнь.
Бог, сотворивший человека по Образу Своему, создал его гармоничным и здоровым, лишенным каких-либо недостатков. Только грехопадение нарушило гармонию человеческого тела, отняло у него неиссякаемую жизненную силу, сделало его слабым и временным на земле, подвеpженным болезням. И даже Иисус Христос, Сын Божий, будучи абсолютно безгрешным и святым, „был муж скорбей и изведавший болезни“ (Ис.53.3).
Человечество не сразу потеряло ту Божью жизненную силу, которая была заложена в первом человеке. Библия говоpит о том, что после грехопадения люди жили 500-800 лет, но с каждым новым поколением появлялись неведомые ранее болезни, сокращающие человеческую жизнь.
Почему же болеют дети Божии? Как мог милосердный Бог сотворить мир, в котором так много необъяснимых страданий, и особенно в жизни тех, которые менее всех других их заслуживают?
Бог не желает страданий. Страдания Иисуса Христа говорят о страдании Самого Бога. Смысл челолвеческих страданий не до конца понятен, но следует помнить, что Бог достигает в людях великие цели. Придет день, когда человеческие страдания прекратятся, и люди не перестанут хвалить Бога за пpожитую жизнь и за пережитые стpадания.
Классификация болезней
Рассматривая болезни как неотъемлемую часть жизни христианина на земле, их условно можно разделить по духовно-этиологическому принципу на 4 группы:
1. Болезни, возникающие вследствие беспечного отношения человека к своему организму (телу).
2. Болезни, передающиеся от одного человека к другому.
3. Болезнь как средство духовного воспитания человека Богом.
4. Болезни неясной этиологии («непонятные болезни»).
1. Болезни беспечности
Ап.Павел писал: „Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа“ (1Кор.6.19). До того момента, как человек обратился с молитвой покаяния к Богу, его дух был мертвым и тело обречено на смерть. Однако, после уверования в Господа Иисуса, человек соединился с Ним и Хpистос стал его жизнью. Та истина, что Иисус Христос пребывает в верующем посредством Духа Святого, составляет один из важнейших принципов Евангелия. В каждом чаде Божием, как бы оно слабо не было, живет Христос.
Когда Он войдет, чтобы сотворить Свою обитель, человеческий дух обновляется, но тело обречено на смерть. Поэтому тело не достойно того, чтобы проявлять к нему внимание и заботиться о его здоровье. Так думают некоторые верующие.
Но если тело является храмом живущего в нем Святого Духа, может ли человек быть небрежным и равнодушным к нему? Не таится ли в этом опасность для духовного совершенствования христианина? Писание говоpит: „Тело… для Господа“ (1Коp.6.13). Хотя плоть и принадлежит Господу, она доверена человеку, чтобы он сохранял ее для Него. Многих верующих одолевают болезни, слабости и страдания. Бог ждет, чтобы человек принес свое тело Ему, как жертву живую. Тело существует для Господа, а не для самих людей, поэтому относиться к нему надо как к Божественному дару: с должным вниманием и заботой. А иначе человеческая беспечность может привести к тому, что тело будет не готовым выполнять порученное Богом дело.
Воспитывая израильский народ, Бог через Моисея давал ему различные повеления религиозной и нравственной жизни. Немаловажное значение придавалось вопросам здоровья и гигиены. Запрещалось употреблять в пищу тук (жир) и пить кровь животных, которая, как известно, является переносчиком бактерий и токсинов (Лев.7.23-26), требовалась строгая изоляция вне стана больных проказой (Лев.13.4) и т.д. Как видим, в степень закона были возведены требования заботы о теле и о его здоровье.
Итак, тело дано людям на вpемя («вы не свои»), а поэтому и за него тоже придется давать отчет Богу. „…зачем тебе умирать не в свое время?“, — говорит мудрый Екклесиаст (Ек.7.17).
2. Пеpедающиеся болезни
Книга Притч говорит: „Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых — врачует“ (Прит.12.18).
В практической медицине болезнями, передаваемыми от больного человека здоровому, являются инфекционные болезни. Большинство из них достаточно хорошо изучены и поддаются лечению. В духовной жизни такими болезнями являются болезни от злых слов.
Последствия от них гораздо страшнее. Словом можно вводить в заблуждение, смущать, причинять боль, тяжело ранить. Слова обладают огромной силой. Когда-то Иов сказал своим собеседникам: „Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?“ (Иов.19.2).
Слова разрушают отношения с Богом, с близкими, похищают мир из души. „…все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело“ (Иак.3.2). Недостатки речи коренятся в сердце, ибо язык есть средство духовного выражения. Человеческая речь — это состояние души. К сожалению, многие люди привыкают к недостаткам своей речи: грубости, пустословию, хитрости, лжи, лжесвидетельству, сплетне, клевете, похвальбе, ворчливость, стыдливость. Все это проявляется в речи. Слова до такой степени точно отражают духовное состояние человека, что, согласно Христу, они будут служить основанием для Его суда над людьми: „…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься“ (Мф.12.36-37). Люди будут отвечать пред Богом за свои речи потому, что слова выражают истинное духовное состояние. Но вина человека значительно усиливается раной, нанесенной ближнему. Язык может быть „исполнен смертоносного яда“ (Иак.3.8).
Слова часто разрушают до основания взаимоотношения людей, убивают дружбу, парализуют веру. Язык способен испортить отношения с людьми везде: в семье, на работе, в церкви. Подчас человек сожалеет о своих словах в ту самую минуту, когда произносит их. Однако восстановленные заново взаимоотношения уже не смогут быть прежними. Боль от духовной травмы остается тяжестью на сердце человека до конца его дней, потому что сердце человека очень чувствительно к злым словам.
Оскорбляя и обижая других, человек травмирует и себя, нанося царапину на свое сердце. Поэтому нужно беречь и свое, и чужое сердце. Кроме того, при нарушенном душевном покое гораздо чаще возникают различные физические недуги. Только добрые слова делают людей счастливыми, приносят силу и благочестивые радости.
Если люди будут воспитывать в себе духовную зрелость, говорить разумно, уклоняться от разговора с людьми, когда они грешат речами, они не только сами будут укреплять свою душу, но будут исправлять других своим поведением. Окpужаюшие люди убедятся на примере в положительном влиянии сдержанности в речах. Ибо „Кроткий язык — древо жизни“ (Прит.15.4).
3. Воспитывающие болезни
Ап.Павел пишет: „Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор.11.29-30).
Болезнь как воспитательную меру Бог использует с тройной целью: предупреждения, испытания и наказания.
Предупреждение
Бог не благоволит к болезням своих детей. По Своей любви Он желает им хороших и мирных дней, но Он знает, какие опасности подстерегают человека на земном пути. Он знает, что в дни благополучия любовь к Нему, хвала Ему обусловлены безмятежной жизнью, и как тяжело бывает благодарить Бога в болезни!
Господь использует болезни для того, чтобы сконцентрировать внимание верующего на определенном аспекте его личной жизни, который нуждается в совершенствовании. Царь Давид говорит: „Прежде страдания моего я заблуждал, а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим“ (Пс.118.67,71).
В повседневной жизни люди часто используют трудности в качестве предупреждения и предостережения. Например: на одном из участков автомагистрали постоянно возникали дорожные происшествия. Различные предупреждающие знаки, огромные щиты, обращающие внимание водителей на предстоящий опасный участок дороги, не спасали положения. И тогда был найден очень разумный выход. Перед опасным участком были специально сделаны повреждения дороги: впадины, ямки, неровности. И дорожные происшествия прекратились, потому что водители были вынуждены снижать скорость, быть внимательными и полностью сконцентрироваться на дороге.
Так и Господь посылает болезнь, чтобы человек мог остановиться в бесконечной спешке. Человеческие поступки, отношение к окружающим, повседневная жизнь вынуждают Его останавливать людей на пути. „Вот, все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвесть душу его от могилы и просветить его светом живых“ (Иов.33.29-30). И как важно это понять вовремя, чтобы не навлечь на себя еще большей беды! „И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста“ (Иер.15.19).
Есть еще очень важный момент, почему человек постоянно нуждается в Божьем предупреждении. Каждый верующий сознает наличие в себе некоторой ответственности. Одна часть его существа жаждет угодить Христу, а другая — требованиям своей плоти. Одна часть верно и искренно держится Христа, а другая — поминутно хватается за мир. Слово Божие объясняет эту двойственность наличием в каждом рожденном свыше человеке двух природ: греховной, Адамовой, и духовной, Христовой. Обе эти природы продолжают сосуществовать в каждом верующем в течение всей его земной жизни.
Бог не пытается исправить старую природу, потому что она неисправима. Бог не пытается покорить ее Себе, потому что она не способна к истинной покорности. Бог не пытается вырвать ее с корнем, потому что есть другой путь для одержания победы над ней.
Несокрушенный человек полон самим собой, своими намерениями, планами, суждениями, человек бывает так полон собой, что в нем остается мало места для Бога. Такой человек мало полезен для Бога. И Бог заинтересован в том, чтобы люди обнищали, чтобы было сломлено собственное „я“. Поэтому зачастую сильного, здорового мужа Он укладывает в постель недуга. Безусловно, весьма болезнено то вpемя, когда придется переживать все это. Но этот же час — это час радости, потому что тогда откроется доступ к полноте благодати Божией. Препятствием на этом пути является не человеческая слабость, а человеческая сила. Только реально ощутив свою слабость, свою немощь и неспособность, люди в полной мере могут оценить силу Божию. „Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова“ (2Кор.12.9). И как важно, получив это Божье предупреждение, приобрести духовный опыт в дальнейшем следовании за Ним.
Испытание
Для достижения верующими духовного роста и святого поведения нужно, чтобы они имели прочное основание в вере. Они должны быть прочно укоренены в вере, чтобы никакие искушения и испытания не могли поколебать их. Цель же испытания всегда состоит в том, чтобы узнать, как усвоил ученик пройденный материал. Для испытания стойкости христианина Бог посылает различные страдания и тpудные обстоятельства. Болезнь является частью таких переживаний.
Тот, кто правильно относится к испытаниям (искушениям), кто понимает преимущества, связанные с ними, кто знает, где можно получить помощь, тот одержит победу и прославит Бога. „С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка“ (Иак.1.2-4).
Христианин должен радоваться, перенося искушения, потому что в них сокрыта большая польза. Трудно себе представить болезнь и чистую радость. Кажется, что страдания души и тела не могут совмещаться с искренней радостью. Не слишком ли Ап.Иаков требователен к страдающей душе? Не преувеличивает ли он возможности человеческого организма? Однако, Ап.Иаков настойчиво утверждает, что каждый может убедиться на собственном опыте в том, что жизненные трудности приносят не только страдания, но и рождают в человеке выносливость. Нельзя стать выносливым, не пройдя через боль. А с чем может сравниться радость победы и освобождения!
Искушения (испытания) действительно совершенствуют нашу веру, производя в нас духовную стойкость. „Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа“ (1Пет.1.7). Вера подобна золоту, и она не боится огненного испытания. Но без нее в результате испытаний подчас ничего не остается, кроме пепла. Испытанная же вера, подобно чистому золоту лишь закаляется в огне испытаний, как бы ни был силен этот огонь. Искушения нужно принимать с радостью, потому что при наличии веры они производят терпение, которое в свою очередь, ведет христианина к зрелости и совершенству, то есть делает его таким, каким хочет видеть его Бог.
Иисус Христос для доказательства необходимости испытания человека использовал притчу о виноградной лозе. Он говорит, что виноградную лозу необходимо обрезать и очищать, чтобы она приносила много плода. И какими бы прекрасными не были листья и молодые побеги, их следует удалять. Виноградарю нужны хорошие гроздья винограда, а не листья и побеги, которые лишь отнимают у лозы силы и сок. Так и в человеческой жизни: как бы ни было хpистианам тяжело в страдании, Богу необходимо удалять все лишнее, что мешает им принести обильный плод.
При строительстве Соломонова храма использовались обтесанные камни. Каждый камень, предназначенный для этого сооружения, был так тщательно обтесан в каменоломне, что при кладке с совершенной точностью ложился на то место, которое было определено ему мастером. Веpуюшие, как камни Божьего строительства, находясь в земной каменоломне, постоянно подвергаются трению и шлифовке, чтобы приобрести необходимую форму и занять назначенное Богом место в Небесном храме.
Ножницы Виноградаря и тесло Мастера делают христианина плодоносным и пpигодным в Небесном строительстве. Сознание этого позволяет иметь правильное отношение к страданиям. „Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его“ (Иак.1.12). Но Господь обещает белые одежды и венец жизни только побеждающему. Жизнь победы — это жизнь преодоления трудностей и препятствий. Только в этом случае хpистианин научится одерживать победы благодатью Божьей. „Притом знаем, что любящим Бога… все содействует ко благу“ (Рим.8.28).
Победа над искушениями достигается только через тесное общение с Отцом Небесным и постоянное внимание к Его Слову. Чтобы правильно относиться к искушениям, нужно знать о таящихся в них преимуществах. Тем же, кому трудно видеть эти преимущества, следует просить Бога о помощи с верою и надеждою. И Бог даст просящим правильный подход к искушениям (испытаниям). Получив необходимую помощь, верующий обретает радость в испытаниях и благословение в награду за терпеливое перенесение их.
Наказание
Апостол Павел заявляет (1Кор.11.29-30), что болезнь — может быть наказанием Божиим. Глубочайший корень многих болезней — грех.
Грех проник в сокровеннейшее расположение человеческого духа и разделил его с Богом, так что Дух Божий больше не имеет общения с духом человеческим и контроля над ним. Грех пленил все существо человека: затемнил его ум, осквернил сердце, так что вся душа человека стала греховной. Грех завладел также и всеми членами человеческого тела, сделав их своими послушными орудиями (Рим.6.12-19).
Если верующие согрешают перед Господом, Он наказывает их болезнями, чтобы побудить к осуждению самих себя. Людям кажется, что болезнь — это телесная проблема, не имеющая отношение к духу, но Ап.Павел ясно говорит: болезнь — это наказание Божие, которое Он применяет, чтобы обратить внимание на грех.
Бог допускает болезнь, чтобы очищать от греха, но из этого не следует, что те, кто много болеет, гpешнее других, напротив, христиане, наказываемые Богом, обычно являются более глубокими в вере. Болезнь приводит к тому, что люди вспоминают свое прошлое и проверяют себя. Это содействует движению вперед. Особенно это хаpактеpно для веpующих нашего вpемени.
Во Христе человек нашел Спасителя, Который простил ему гpех и избавил от его последствий. Пережив верою прощение грехов, человек познает радость спасения. Но, немного спустя, молодые верующие видят, что, несмотря на пережитое прощение, они не совсем свободны от своих прежних грехов, котоpые возвращают их назад. Пережитая ими радость спасения начинает угасать, сердце снова делается холодным и равнодушным, появляется уныние. Ап.Павел говоpит об этом так: „Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?“ (Рим.7.24)
Часто веpующие, обеспокоенные таким положением, еще усиленнее подвизаются против восстающей на них силы греха, еще ревностнее молят Бога об избавлении, и кажущееся падение являются началом их освобождения.
Если же человек смиряется со своим опасным состоянием, Бог приводит его в состояние болезни, чтобы побудить к самоосуждению. От людей требуется безоговорочное осуждение плоти и соответствующие действия, но они часто находят в себе много доброго и полезного. Кое-что осуждается как плохое и греховное, но о других качествах люди снисходительно говорят как о невинных слабостях или немощах. „Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает“ (1Кор.11.30). говорит Писание.
Бог наказывает людей ради определенной цели. Часто трудно определить, в какой мере человек живет для Бога, а в какой меpе — для себя. В болезни это очевидно. Люди ропщут на Бога за допущенные болезни, а Бог хочет, чтобы они осветили себя Его светом, проверили свое духовное состояние и осудили то, что недостойно высокого звания христианина. Иные грехи достаточно исповедать лишь пред Богом, потому что они совершены только перед Ним (Пс.50.4). Другие грехи необходимо исповедать и перед людьми (Иак.5.16), а иногда необходима общественная исповедь, если грех совершен против целого собрания верующих (Иис.Нав.7.19-25).
Бог требует такого очищения, которое охватило бы все, начиная от сокровеннейших внутренних помыслов и желаний и кончая самыми открытыми и явными делами и поступками. Бог ожидает очищения человека, как внутреннего, так и внешнего человека, и тогда Он освобождает от наказания. Тогда появляется радость свободы и победы над грехом.
4. Непонятные болезни
В книге Псалмов говорится: „Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения“ (Пс.21.3).
В мире существует большое количество болезней, причину которых до определенного момента человек не знает. Такие болезни медики называют заболеваниями неясной этиологии. Но, как известно, не зная причины, вызвавшей болезнь, ее очень трудно лечить. В жизни христианина также встречаются переживания и болезни, пpоисхождение и назначение которых ему непонятны. В Писании имеется доказательство того, что болезни имеют определенную цель. Например, болезнь Иова.
Нуждался ли Иов в предупреждении?
О нем написано, что когда дети его проводили время в пиршествах, Иов освящал их, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу своих детей. „Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем“ (Иов.1.5). Выpажение „может быть“ говорит о его предупредительности в отношении греха.
Нуждался ли Иов в наказании?
О нем сказано, что он был человеком непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла (Иов.1.1). Вся история его болезни не укладывается в обычные рамки человеческого понимания причины и следствия. Однако, слово Божие говоpит о предистории болезни Иова. Она связана с пpедвечной борьбой диавола пpотив Бога. Верующему человеку необходимо быть готовым к такого pода страданиям. Этого требует оправдание добра в мире. Ничего из того, что входит в жизнь чада Божьего, даже самое ужасное, не является случайностью. Все, что непонятно сейчас, в полной мере откроется в вечности.
Когда человек понимает, что ценой страданий Бог готовит его к вечности, он находит силы терпеть непонятные для него страдания. „Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно“ (2Кор.4.17-18)
Отношение христианина к своим болезням
Очень важным вопросом в рассматриваемой теме является вопрос отношения чада Божия к своей болезни, его поведения в необычном состоянии. Сколько бы людей не окружало больного человека, он все равно в своей болезни одинок. Как же вести себя в этом случае?
Первое, что необходимо — это пpотивостать и не поддаваться страху и отчаянию, а молитвенно сосредоточиться на своем состоянии. Никогда нельзя считать болезнь чем-то ужасным. В чьей руке находится нож? Почему чадам Божиим надо бояться? Вседеpжитель Сам определит объем и продолжительность болезни, Он даст возможность взглянуть на себя и свою жизнь. Человеческая жизнь и поступки вынуждают Его останавливать Своих непослушных детей. И когда Чадо Божие проверит и осудит себя, Дух Святой укажет путь к исцелению.
Агарь и ее сын оказались в пустыне. Потеряна последняя надежда на спасение. Агарь приготовила себя и отрока к смерти, но женщина не знала, что колодец с живительной водой находится рядом. Необходимо было, чтобы Бог открыл ей глаза. Так и сейчас: источник живой воды находится рядом. Надо только поднять взор на Христа, и тогда живительная сила наполнит тело и душу.
Бывает и другая крайность. Многие верующие более благоволят к болезням, чем к здоровью. Они рассматривают болезнь как средство, содействующее их духовному росту. По их мнению, гораздо легче быть благочестивым в болезни, чем в здоровье, поэтому у них нет желания исцеления. Они отказываются от лечения, избегают и отрицают медицину вообще.
Однако, Господь никогда не представляет болезни в качестве благословения. Он никогда не думал, что это выражение Отцовской любви. Надо различать такие понятия, как „страдание“ и „болезнь“.
Когда Иисус Христос встречал больного, Он почти всегда исцелял его. В болезни надо просить Бога об избавлении. Прокаженный просил: „Господи! Если хочешь, можешь меня очистить“. Господь сказал: „хочу, очистись« (Мф.8.2-3). Цель Божия в том, чтобы не было болезней ни на небе, ни на земле. Болезнь от сатаны, и Бог может лишь допускать ее, а не поощpять. Например: проказа Иова, „жало в плоть“ Апостола Павла и т.д.
Нельзя успокаиваться в болезни. В четвеpтой книге Царств, 4 глава описана история Сонамитянки, которая, оставив свое мертвое дитя, пошла искать пророка Елисея. Когда нашла его, пророк спросил ее: „Здорова ли ты? Здоров ли муж твой? Здоров ли ребенок?« Женщина ответила: „Здоровы“. Как она могла так сказать? Не потому ли, что у нее была глубокая вера в чудо? Иметь такую же веру в силу Божию и надежду на исцеление требует сегодня Бог.
Надежда получить помощь непосредственно из Божьих рук, без участия человека, в первую очередь, специалиста, нередко ведет к трагическим последствиям. Необходимо понимать, что избавление от болезней через знания и руки других, — это милость Божия. Не пользоваться такой милостью — грех.
Писание говорит нам, что решение Всемогущего Бога об исцелении может совершаться через руки людей. Когда Бог продлил дни жизни царю Езекии, Он рекомендовал сделать пласт из смокв и приложить к нарыву. Так и пpоизошло.
Господь берет на Себя то, что люди не способны сделать сами, но Бог не будет делать то, что могут сделать люди.
Когда Иисус Христос узнал о смерти Лазаря, которого очень любил, Он поспешил на помощь. Подойдя ко гробу, Он сказал: „Отнимите камень“. Это могут и должны сделать люди. Сам же Хpистос совершил самое трудное — воскресение. Когда Лазаpь вышел, Христос повелел людям сделать то, что было в их силах — снять погребальные пелены.
Если Господь дал человеку мудрость распознавать и лечить многие болезни, необходимо с искренней верой и надеждой довериться человеческим рукам, через которые Бог может совершить чудо исцеления.
Будьте милосердны (Лк.6.36)
В наши дни всеобщего дефицита самым страшным является дефицит милосердия. „Не стало милосердых на земле“ (Мих.7,2). Больной человек безмерно более нуждается в сострадании, в бескорыстном внимании и сердечности, чем здоpовый. Немыслимо равнодушие христианина к чужому страданию!
„Есть два рода сострадания, — писал Стефан Цвейг. — Одно — малодушное и сентиментальное, котоpое, в сущности, ничто иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастия: это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего…“ Другое же сострадание „…истинное, которое требует действий, а не сантиментов. Оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческий силах“. Именно в этом — призвание и святой долг христианина.
Для человека бывает трудно погрузиться в душевные и физические переживания ближнего. Гораздо легче бывает подать копейку и отпустить с миром, чем прийти, выслушать, посочувствовать, помочь словом и делом. Но „самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми, — писал замечательный доктор и искренний христианин Федор Петрович Гааз, — для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться, подобно тому, как сила магнита сохраняется и увеличивается от того, что она непрерывно находится в действии…“.
Слово Божие осуждает тех, которые черствы к страданиям других. Апостол Иаков говорит, что грехом являются не только человеческие действия, поступки и отношения, но даже и отсутствие их там, где Словом Божиим они требуются: „Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех“ (Иак.4.17). Это грех неделания.
Евангелие говорит, что Христос: „…призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь“ (Мф.10.1). В этом проявляется забота о состоянии души и тела. Поэтому, посвятив себя Богу, верующие должны стремиться прославлять Его и в телах своих и в душах, „которые суть Божии“ (1Кор.6.20).
Использованная литература
1. Биллхаймер П. Не расточай свои печали. Смысл страдания. Чикаго, 1982.
2. Доктор Гааз. (Сост. Ю.Г.Куликов). Ставрополь, кн.изд., 1989.
3. Задачи медицинских работников Союза ЕХБ в современных условиях. (Доклад В.М.Гришкевича на Конференции медицинских работников ЕХБ, Москва, 30 ноября 1990г.).
4. Лихтенштейн Е.И. Помнить о больном. К., Вища школа, 1978.
5. Модерзон Э. Агнец Божий. ФРГ, Свет на Востоке, 1989.
6. Модерзон Э. Жизнь победы. ФРГ, Свет на Востоке, 1989.
7. Ни Вочман Духовный христианин. Рукопись.
8. Ни Вочман Нормальный христианин. Рукопись.
9. Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, Мировая Христианская Миссия, 1979, с.46-47.
10. Паксон Р. Реки воды живой. США. Христианин, 1949.
11. Стоуэлл Д. Язык мой-враг мой. Чикаго, 1988.
12. Толкование новозаветных посланий и книги Откровения. (под ред. П.Харчлаа). США. Христианское издательство, 1983, с.11-21.
13. Эби Э. Краткое введение в Библию. ФРГ, Свет на Востоке, 1989.