Джон Уайятт
Появление на свет сиамских близнецов всегда представляло собой проблему всеобщего интереса. В прошлом веке рождение таких детей часто воспринималось как нечто сверхъестественное. Такие события трактовались по-разному: как благословение или проклятие, знамение будущего или, как наказание за провинности в прошлом. В наше просвещенное время, интерес к человеческой жизни выходит на первый план в заголовках газет, статьях, он также обсуждается среди представителей судебных органов, которые публично высказывают свои отличные от общественности мнения. В средствах массовой информации мы видим смешанные чувства: сочетание потрясения, отвращения и сочувствия к тем семьям, где развернулась подобного рода драма.
А как христианство смотрит на данную проблему? Что конкретно оно может сказать по этому вопросу? С христианской точки зрения, это, во- первых, трагедия для самих близнецов и их родителей. Эти дети ни в коем случае не являются причудливыми экспонатами на выставке всеобщего обозрения или живым предметом витиеватых, легальных, философских и теологических обсуждений. Эти дети из той же плоти и крови, как и все мы. Это люди, к которым мы должны относиться с любовью, уважением и заботой. Это прекрасное творение, у которого просто больше недостатков, чем у нас. Более того, это несчастные жизни, которые почти неизбежно обречены на смерть в течение нескольких недель или месяцев. Итак, мы, как христиане, в первую очередь должны оберегать честь, хранить конфиденциальность и проявить сострадание к такой семье.
Во-вторых, христианство указывает на некую неоднозначность в современных медицинских технологиях. С одной стороны мы пользуемся случаем и отмечаем выдающиеся достижения в области сложнейшей реконструктивной хирургии, которая увеличивает продолжительность жизни. В то же самое время мы признаем, что такого рода операции могут оказаться вредными и даже привести к разрушительным последствиям. Смерть в христианстве – это не самая ужасная трагедия. А вот обезглавливание и разделение на части живого ребенка во имя медицины может быть худшим решением проблемы, по сравнению с качественной паллиативной и симптоматической помощью, которую врачи обязуются оказать таким детям. Для судебных органов насильственное хирургическое вмешательство в жизнь близнецов против воли их родителей считается безнравственным. С христианской точки зрения смерть, хоть это всегда несчастье, но в определенных обстоятельствах она может быть проявлением милосердия и даже некого рода исцеления. Парадоксально, но именно наше уважение к жизни может дать нам силы отказаться от вмешательства медицинских технологий в жизнь детей.
Перевод — Елена Корнеева (опубликовано в Triple Helix)